socialism_vk (socialism_vk) wrote,
socialism_vk
socialism_vk

Category:

Вчера, 13 октября исполнилось 60 лет знаменитому советскому лимузину ГАЗ-12 "ЗиМ"

Dчера, 13 октября исполнилось 60 лет знаменитому советскому лимузину ГАЗ-12 "ЗиМ".



Задание на разработку шестиместного легкового автомобиля Горьковский автозавод имени Молотова получил в мае 1948. Лимузин для второго эшелона советской номенклатуры по размерам был между престижным ЗиС-110, на котором ездил сам Сталин и высшее руководство, и довольно демократичной "Победой". Ее конструктору - Андрею Липгарту и получили разработку нового автомобиля. Собственно, это и была "Победа", но удлиненная, с более внушительным дизайном. Все работы были осуществлены в кратчайшие по нынешним временам сроки - за два с половиной года. Причем и "Победа", и ГАЗ-12 на тот момент ни в чем не уступали своим иностранным, прежде всего, американским аналогам. Более того, советские машины оказались законодателями автомобильной моды, рассказывает директор Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов Дмитрий Ломаков.







"Липгарт изобрел "Победу". "Победу" американцы практически скопировали на "Бьюик". Они его уже удлинили. Липгарт эту идею удлиненного победообразного автомобиля обратно привез на ГАЗ. И кто у кого тут украл? Ну, скорее всего, в основе, конечно, лежит "Победа". "ЗиМ'' - это удлиненная "Победа". Удлинить автомобиль - великого ума не надо, вот изобрести такой дизайн - это надо было обладать талантом Липгарта", - рассказывает Ломаков.

Главной отличительной чертой автомобиля был его кузов. Он был выполнен несущим, то есть не имел конструктивно отделяемой рамы. В оконечностях кузова были закреплены сваркой и болтами силовые элементы, по сути аналогичные раме (подрамники). Такое устройство кузова в общем случае дает некоторое преимущество в массе конструкции. Хотя для тех лет несущий кузов и не был уникальным явлением, на автомобилях этого класса они использовался тогда исключительно редко, а на моделях с колёсной базой, сравнимой с «ЗиМ»-ом и с тремя рядами сидений — в те годы вообще не встречался (и очень редко встречался впоследствии). Таким образом, горьковские конструкторы первыми в мире создали автомобиль такого класса с несущим кузовом.




ГАЗ-12 отличался небанальными конструкторскими решениями. Во-первых, это три ряда сидений. Средние можно было сложить и убрать в спинку переднего сиденья. При этом для ног пассажиров, сидящих сзади, освобождался невиданный по тем временам полутораметровый простор.




Во-вторых, желание снизить массу автомобиля, так как планировалось использовать шестицилиндровый двигатель типа Dodge D5, документация на производство которого (под маркой ГАЗ-11) была закуплена ещё до Великой Отечественной войны (в производстве с 1938 года). Максимальные резервы мощности этого двигателя в условиях дефицита качественного бензина, остро ощущавшегося после Великой Отечественной, были достаточно скромными — двигатель изначально предназначался для установки на автомобили среднего класса — ГАЗ-М-11-73 (модернизированный ГАЗ-М1, выпускался в 1938-48 с перерывом в 1942-45 годах) и шестицилиндровую «Победу» ГАЗ-М-20 (в крупную серию не пошла), и форсировать его серийную версию больше, чем до 90 л.с. без потери моторесурса и с использованием доступного в те годы в СССР ассортимента бензинов было затруднительно.

В-третьих, данная конструкция являлась по тем времена прогрессивной и показала бы в лучшем свете уровень советской конструкторской школы и промышленности.



Вместе с тем, любопытен тот факт, что в дальнейшем завод отказался от использования несущего кузова для автомобилей этого класса. Известны также определённые проблемы с жёсткостью и долговечностью кузова М-12 при длительной эксплуатации.

Кузов стал самым важным конструктивным элементом при создании нового ГАЗа, ибо, если бы не удалось разрешить все проблемы, возникавшие при его проектировании, о постановке нового автомобиля на конвейер в директивные сроки можно было бы забыть.

Конструкторы «перевыполнили план» на заказанные 6 мест, изыскали возможность разместить на заднем сиденье трех пассажиров. Для этого раздвинули ниши задних колес, увеличив их колею до 1560 мм (колея передних была на 100 мм меньше). Такое решение потребовало расширения хвостовой части кузова, что и было сделано за счет выступающих крыльев задних колес. С точки зрения дизайна это позволило нарушить монотонность длинной боковины, сделать ее более динамичной.

Салон был богато для того времени отделан, снабжался трехдиапазонным радиоприемником, часами с недельным заводом, электроприкуривателем, пепельницами. Кроме того, на приборной доске имелись лампочки, сигнализирующие о затянутом ручном тормозе и о повышенной (более 90) температуре воды в системе охлаждения.

Интересными особенностями ГАЗ-12 были капот, открывающийся на любую сторону или снимаемый вообще (фиксирующие ручки находились слева и справа под приборной доской), а также гнутое (впервые в нашем автостроении) заднее стекло. И наконец, именно на передке кузова ГАЗ-12 впервые появилась всем известная сейчас эмблема с изображением оленя — символа Нижнего Новгорода.



Конструкторам удалось решить также и проблему герметичности кузова. В ходе испытательных пробегов удавалось преодолевать броды глубиной до 550 мм без попадания воды в салон. При 1500-километровом пробеге по сельским дорогам, проходившем летом при температуре воздуха до +37, пыль в салон также не проникала.

Мощность мотора повысили — расширив впускные каналы, применив сдвоенный карбюратор и увеличив степень сжатия до 6,7:1, что обеспечило устойчивую работу двигателя на стандартном бензине с октановым числом 70. В результате конструктивных улучшений в моторе автомобилю были обеспечены хорошая экономичность (расход топлива не превышал 18-19 литров на 100 км побега, что для того времени являлось весьма неплохим показателем для машины снаряженной массой 1940 кг) и достаточно высокая динамика (максимальная скорость — 125 км/ч, время разгона до сотни — 37 секунд). Сравнительно невысокое число оборотов, соответствующее максимуму мощности, — 3600 мин-1 — обусловило практически бесшумную работу двигателя.

Другим новшеством, впервые появившимся на наших машинах, стали 15-дюймовые колеса (до «ЗиМа» советские легковые автомобили имели минимум 16-дюймовые ободья). Уменьшение диаметра колес потребовало применения нового типа барабанных тормозов — с двумя колодками и двумя тормозными цилиндрами.

Подвеска спереди была независимой, на поперечных рычагах с витыми пружинами, сзади — на продольных полуэллиптических листовых рессорах, которые для повышения долговечности подвергались дробеструйной обработке. Передняя подвеска оборудовалась стабилизатором поперечной устойчивости. Амортизаторы устанавливались гидравлические, двойного действия.








В течение первых семи лет со дня своего создания ГАЗ-12 носил название «ЗИМ», в честь министра иностранных дел Молотова.

В октябре же 1950 года (точно в срок!) в Горьком собрали первую промышленную партию машин и начали их серийное производство.



Естественно, новый автомобиль в первую очередь направлялся в номенклатурные структуры. Позже велюровая отделка салона была заменена дерматиновой. В более простом исполнении машина стала поступать в таксомоторные парки. Более того, "ЗиМ" даже разрешили продавать рядовым гражданам. Цена автомобиля составляла на тот момент 40 тысяч рублей. При средней зарплате в 600 рублей - мало кто мог его купить, а кто мог - боялись. В связи с этим Дмитрий Ломаков вспоминает рассказ своего коллеги, в начале пятидесятых жившего в Ереване, в доме своего дяди, известного подпольного цеховика.
"Мальчик спросил - ты же богатый человек, ты же можешь позволить такие машины? Он говорит - да, могу, и не один. Очень хочу. Но я не хочу, чтобы завтра пришли из органов и спросили - откуда у тебя деньги? И люди не особенно хотели государству рассказывать о своих накоплениях, в том числе и покупая такие авто", - рассказывает Ломаков.




Наряду с базовой моделью, имевшей кузов "седан", выпускалась медицинская версия ГАЗ 12Б с откидывающимся вверх люком в задней части и выдвижными носилками.



К концу пятидесятых ГАЗ-12 "ЗиМ" успел устареть и технически, и внешне. И в 1959 его сменил ставший впоследствии легендарным ГАЗ-13 "Чайка".
Всего за десять лет существования на конвейере было изготовлено 21527 автомобилей моделей «ЗиМ» и ГАЗ-12. «ЗиМ» стал таким же символом того времени, как фильм «Кубанские казаки» или «сталинские» дома.




Взято отсюда http://community.livejournal.com/ru_history/2657971.html#cutid1

Tags: автомобили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments