socialism_vk (socialism_vk) wrote,
socialism_vk
socialism_vk

Categories:

Роберт Бартини: итальянский гений советской авиации

Роберт Бартини - этот человек создавал то, что еще недавно было невозможным

Советский Союз имел множество талантливых конструкторов, умевших практически на голом энтузиазме создавать признанные шедевры мировой техники, многие из которых остались непревзойденными до сих пор. Имена некоторых гениев – таких как Королев, Илюшин, Поликарпов, Яковлев, Лавочкин, Сухой, Микоян, Туполев – известны. При жизни эти талантливые люди были обласканы властью, в их честь называли самолеты, конструкторские бюро, и даже города. Многие имена незаслуженно забыты. Пожалуй, одним из самых талантливых и засекреченных советских конструкторов, во многом определившим облик современной авиации был… Итальянский аристократ Роберт Бартини.


Проекты Бартини потрясали: но у СССР просто не было возможности их реализовать
Интересна судьба Бартини: он воспитывался в семье влиятельного австро-венгерского аристократа Лодовико Ороса ди Бартини. Получил отличное образование, окончил офицерскую школу. Молодой аристократ был переброшен на Восточный Фронт Первой Мировой – где вскоре и был взят в плен русскими войсками. Дальнейшая судьба Бартини малоизвестна: он как бы выпал из поля зрения на несколько лет, до 1920 года. Считается, что 4 года молодой Людвиг провел под Хабаровском, в лагере для военнопленных и интернированных лиц.
В 1920 Роберт возвращается из плена – уже убежденным коммунистом.
Его приемные родители живут в Риме, купаясь в роскоши и финансовом могуществе. Казалось бы, молодому Роберту светит блестящая карьера государственного сановника – но молодой коммунист распорядился судьбой иначе. За два года Бартини сдал экстерном экзамены авиационного отделения Миланского политехнического института (1922) и получил диплом авиационного инженера, окончив Римскую лётную школу. Попутно работает на заводе простым рабочем, и это при баснословном состоянии своего отца. В 1921 Бартини примыкает к Итальянской коммунистической партии, которой и передал огромное состояние унаследованное от отца. Как бывшего офицера-фронтовика его ввели в группу, обеспечивающую охрану руководителей коммунистической партии от фашистов. Группа Бартини также опекала советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел Г. В. Чичериным на Генуэзской конференции 1922 года – очевидно именно тогда и завязались тесные отношения молодого итальянского коммуниста с высокопоставленными советскими товарищами.

Противолодочная амфибия вертикального взлета ВВА-14

После фашистского переворота произошедшего в 1922 г. Бартини решает покинуть Италию и иммигрирует в СССР. Вероятно, Бартини помогли высокие связи – он не прозябает на заводах, а практически сразу занялся делом своей жизни – авиацией. Всего через несколько лет после иммиграции – в 1928 г. Бартини возглавил экспериментальную группу по проектированию гидросамолетов располагавшуюся в Севастополе.
Помимо собственно конструкторской деятельности Бартини занимал непоследние посты в боевой авиации СССР – в 31 год итальянский иммигрант получил звание комбрига. Что аналогично современному званию генерал-майора. 30 е годы стали для Бартини годами триумфа и наиболее самозабвенного труда. Конструктор работает над самолетами типа Сталь – первым в мире Бартини создает самолет с цельнометаллическим фюзеляжем. Мировые корифеи над ним смеются: экспонировавшийся на одной из выставок самолет французы назвали “макетом”. Они не верили, что самолет Бартини сможет взлететь. Каков же был их шок, когда самолеты типа Сталь не просто поднялись в воздух – но смогли установить 2 мировых рекорда скорости, перейдя порог в 420 километров, что было недостижимым рубежом для машин того времени. Кроме того про Бартини ходило множество слухов: якобы, он вел работы над бомбардировщиком-невидимкой, различить который человеческий глаз мог бы только на очень близком расстоянии. Так это или нет – точных фактов автору обнаружить не удалось.

Бартини создал принципиально новую стратегическую авиацию

В 1938 талантливый конструктор попал под маховик сталинских репрессий: Роберт Бартини был арестован НКВД СССР. Его погубила даже не дружба, а знакомство с «врагом народа» - опальным маршалом Михаилом Тухачевским. Заодно НКВДшники додумались обвинить идейного коммуниста в шпионаже в пользу Муссолини. Судебный конвейер определил Бартини наказание – 10 лет лагерей.
Далее последовал этап напряженного труда в конструкторских шарашках – Бартини работал с Туполевым и другими конструкторами, вносил свой вклад в дело разгрома стервятников люфтваффе в воздухе.
Чуть позже было организовано специальное ОКБ Бартини, разработавшее два проекта. Но каких! Если бы СССР смог реализовать их в промышленном масштабе – Люфтваффе были бы обречены. Только в 1944 году III Рейх освоил массовый выпуск реактивного истребителя Me – 262, наводившего ужас на пилотов американских бомбардировщиков.
Бартини же еще в 1942 смог создать прототип получивший индекс Р-114 — истребитель-перехватчик ПВО с четырьмя ЖРД В. П. Глушко по 300 кгс тяги, со стреловидным крылом (33 град. по передней кромке), имеющим управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества крыла. Р-114 должен был развивать невиданную для 1942 скорость 2 М. Увы. Как часто бывало в СССР тупость и серость превзошли гений. Осенью 1943 ОКБ которое возглавлял Роберт Бартини было закрыто.

Таков финал...  Творение гения ржавеет под открытым небом.

В 1946 году Бартини был освобождён, а после смерти Сталина реабилитирован.
Послевоенная деятельность Бартини во многом засекречена до сих пор. В апреле 1957 г. конструктор направлен на работу в ОКБС МАП в Люберцах для продолжения работы над проектом А-57. Здесь в ОКБ П. В. Цыбина под руководством Бартини до 1961 было разработано несколько уникальных проектов самолетов. Стратегические бомбардировщики выполненные по схеме треугольного крыла обладали превосходными летными характеристиками, могли поднимать на свой борт столько бомбовой нагрузки, что не под силу ни одному современному самолету. Посмотрите на B-2, гордость американской стратегической авиации: Бартини создал более совершенную модель гораздо раньше. Но увы, тупость и серость… Решения о постройке принято не было. Хрущев гонялся с кукурузой и ракетами, считая авиацию и танки бесперспективными видами вооружения.
В 1961 г. конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ — увы, результат тот же...
Скончался Роберт Бартини в 1974 году. В 1967 году СССР все же наградил гениального конструктора орденом Ленина… Советское руководство так и не смогло в полной мере оценить масштаб гения, который волею судьбы работал на Советский Союз. Кто знает, будь Бартини идейным фашистом, создающим самолеты для Люфтваффе Гитлера – быть может, война сложилась бы совсем по другому сценарию. Нет пророков в отечестве своем.
Бартини сконструировал и спроектировал порядка 2-х десятков самолетов различного направления, большая часть из которых обладала уникальными характеристиками.
Внес неоценимый вклад в разработку еще большего количества моделей. Пожалуй, достойной эпитафией написанной на могиле итальянского русского (а Бартини на вопрос о своей национальной принадлежности неизменно отвечал что он - русский) смогли бы стать слова С.П.Королева: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть в первую очередь»
Tags: История, СССР, авиация, армия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments