socialism_vk (socialism_vk) wrote,
socialism_vk
socialism_vk

Category:

5000 рублей (история купюры)

немного истории о купюре стоимостью в пять тысяч рублей
Современная купюра 5000 рублей вошла в обращение 31 июля 2006 года





Пять ты́сяч рубле́й (5000 рубле́й) — денежная купюра,характерная для периода обесценивания рубля, гиперинфляции либо относительно низкого номинального курса рубля относительно мировых валют.

Купюры достоинством 5000 рублей выпускались в 1918—1922, 1992, 1993, 1995, 2006 годах как центральным правительством страны (Народным комиссариатом финансов РСФСР, Госбанком Временного правительства и РСФСР, Центробанком РФ), так и различными сепаратистскими образованиями на территории России (Донским Кругом, Кубанской Радой, Вооружёнными Силами Юга России, Северо-Западной армией Юденича, Дальневосточной республикой.

Впервые за всю историю России купюра такого большого номинала была разработана при Временном правительстве в 1917 году; впервые выпущена в обращение ленинским правительством РСФСР в 1918 в «керенском» варианте, с двуглавыми орлами на оборотной стороне.

Данная купюра обычно выпускалась по мере развития гиперинфляции, приблизительно через год после начала обвального обесценения денег — в 1918 и 1992 годах, когда деньги уже обесценились не менее чем в 10 и не более чем в 50 раз (от 1000 до 5000 процентов).

В момент первого выхода в обращение купюра 5000 рублей, независимо от общественного строя, всегда являлась самым крупным денежным знаком в стране. Но проходило всего несколько лет инфляции,- и в 1920, как и в 1996 годах, эта же купюра была уже одной из мелких (в 1996 году — менее одного доллара по курсу Центробанка).

На лицевой стороне современной купюры — памятник Н. Н. Муравьеву-Амурскому работы А. М. Опекушина,



Автор памятника в 1885 г. принял участие в конкурсе на памятник графу Муравьеву-Амурскому вместе с М.О. Микешиным и М.М. Антокольским и победил. К концу 1890 г. статуя была отлита и доставлена в Хабаровск из С-Петербурга. В 1925 г. памятник графу Муравьеву-Амурскому. Был снесен решением Дальревкома (протокол № 6 от 26 января за подписью Гамарника, Кубяка и др. и передан в музей, где лежал во дворе 20-40-е годы и во время войны был сдан на переплавку). В конце 80-х и начала 90-х годов велась работа по сбору средств на восстановление памятника. В 30 мая 1992 г. состоялось открытие восстановленного памятника генерал-губернатору графу Муравьеву-Амурскому.

На оборотной стороне пяти тысяч — мост через реку Амур в Хабаровске.







Это мост с раздельным железнодорожным двухпутным (по нижнему ярусу) и двухполосным автомобильным (по верхнему ярусу) движением.
Торжественная закладка моста состоялась 30 июля (12 августа) 1913 года. По проекту срок ввода в эксплуатацию был назначен 1 октября 1915 года, то есть на строительство было отведено всего 26 месяцев. Металлические фермы для моста изготавливались в Варшаве, затем в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путем во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск. Сборка 18-ти ферм происходила на месте. Сдать мост в срок помешала Первая мировая война — осенью 1914 года в Индийском океане германский крейсер «Эмден» потопил пароход с двумя последними фермами, которые затем пришлось заказывать в Канаде. Кроме того на войну были мобилизованы опытные рабочие.

5 (18) октября 1916 года мост был освящен и открыт для постоянного движения. Стоимость его сооружения составила 13,5 млн. На момент постройки мост был крупнейшим железнодорожным мостом в старом свете.

Авторы проекта нового моста: И. А. Ляпустин — Трансмост, Санкт-Петербург; Г. Н. Степанов — Дальгипротранс, Хабаровск; А. В. Батурин — Институт Гипростроймост, Москва.

Tags: деньги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments