socialism_vk (socialism_vk) wrote,
socialism_vk
socialism_vk

Category:

Исполнилось 130 лет со дня рождения балерины Анны Павловой

Перепост из philologist 

12 февраля 2011 года - 130 лет со дня рождения легенды балета Анны Павловой, чье имя стало синонимом классического танца, красоты и гармонии. Жизни и творчестве Павловой написаны сотни книг и статей, но многое в ее биографии – даже точная дата рождения и имя отца – остается загадкой, а творчество, по словам Игоря Стравинского, «неразгаданной и завораживающей тайной».



К 130-летию со дня рождения балерины на телеканале «Культура» будет показан 5-серийный художественный фильм Эмиля Лотяну «Анна Павлова». Смотрите в эфире 14 - 18 февраля в 14:15.



В автобиографической книге Анна Павлова рассказала о том, что, впервые увидев балетный спектакль в шесть лет, твердо решила стать балериной. Она всегда была, - и об этом вспоминали и педагоги Императорского хореографического училища при Мариинском театре, где она училась, и, позднее, партнеры по сцене, - непохожа на других балерин. Говорили, что она была отстраненной, что отнюдь не означало замкнутости и нелюдимости; это было погружение в себя, стремительно переходившее от оживления и веселости к задумчивости и сосредоточенности.



Сценическая карьера Анны Павловой начиналась на сцене Императорского Мариинского театра. Она ярко заявила о себе, исполнив ведущие партии классического репертуара: Аспиччию в «Дочери фараона», Китри в «Дон-Кихоте», Аврору в «Спящей красавице», Медору в «Корсаре». Но самой любимой ролью Павловой стала Жизель. В старинном романтическом балете она смогла выразить томление духа героини, тонко передать надежды, печали и радости первой любви, отчаяние, и уже там – по ту сторону земной жизни – духовное соединение с любимым. Аксиома романтического искусства – счастье и любовь недостижимы и призрачны – оказалась близка Павловой-балерине. Ее танец, по воспоминаниям современников, завораживал поэтичностью и одухотворенностью.



Молодая балерина пришла в театр, когда творчество балетмейстера Мариуса Петипа достигло своей вершины и наивысшего расцвета. Наступал ХХ век, новые веяния в искусстве, творческие поиски в музыке, живописи, литературе, казалось, обходят классический балет с его сложившимися канонами и правилами стороной, но так только казалось… В первое десятилетие ХХ века ярко заявил о себе балетмейстер-новатор Михаил Фокин. Он стремился уйти от балетных условностей, штампов и стереотипов, найти новые формы выразительности. В своей книге «Против течения» Фокин сказал об этом так: «Я отчетливо осознал, что ставить и танцевать, как раньше, нельзя. Искусство, закрытое от жизни, каким был тогда балет, становится скучным и пыльным музеем». Вокруг Фокина объединилась талантливая балетная молодежь Мариинского театра – Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский. Первый балет «Евника», поставленный Фокиным на египетскую тему, в котором Павлова исполнила главную роль, имел огромный успех у публики и был неоднозначно – как все новое и необычное – оценен критикой.



Сергей Дягилев решил показать новый русский балет в Европе, и в 1909 году состоялся первый триумфальный «Русский сезон» дягилевской труппы в Париже. Задолго до приезда русских артистов в Париж, в городе появились афиши предстоящих гастролей: рисунок Серова – Анна Павлова, застывшая в арабеске в балете «Сильфиды». Первый «Русский сезон» Дягилева имел оглушительный успех. Его героями стали художники Бенуа и Бакст, балетмейстер Фокин и артисты – Павлова, Карсавина, Нижинский. Однако сотрудничество Анны Павловой и Сергея Дягилева было недолгим, их пути разошлись, и уже в следующем «Русском сезоне» 1910 года Павлова участия не принимала.



Павлова организовала свою собственную балетную труппу, с которой гастролировала по всему миру, добираясь до таких уголков земного шара, где до этого, в буквальном смысле слова, никогда не ступала нога балетного артиста. Во многих странах Азии, Латинской Америки национальный балетный театр начался с гастролей Анны Павловой. Многие исследователи ее творчества и мемуаристы пытались объяснить ее непреодолимую тягу к странствиям по миру: она ощущала себя миссионером классического танца, хотя никогда не говорила об этом прямо. Ее не смущали ни тяготы путешествий с труппой и всем ее багажом, ни выступления в условиях, непригодных для танца – на маленьких и неудобных сценах, а иногда, как было в Бирме, - под открытым небом.



Основу репертуара ее сравнительно небольшой труппы составляли одноактные балеты и концертные номера, многие из которых она поставила сама. Это были хореографические миниатюры «Осенние листья», «Бабочка», «Цветок» и, конечно, ее самый любимый номер «Умирающий лебедь». Судьба этого хореографического шедевра удивительна: балетмейстер Михаил Фокин придумал и поставил эту миниатюру на музыку Сен-Санса всего за несколько минут для благотворительного концерта! Он показывал в репетиционном зале движения гибнущей, но стремящейся победить смерть птицы, Анна Павлова повторяла за ним… «Умирающего лебедя» она включала во все свои программы, и этот номер в ее исполнении всегда потрясал публику. В парке ее лондонского дома жили лебеди, с которыми она любила проводить время. Сохранились фотографии - Анна Павлова обнимает своего любимца, лебедя Дика. Ее последними словами перед смертью были: «Приготовьте мне костюм Лебедя».



Павлова умерла в 49 лет в Гааге. И даже в ее уходе из жизни много таинственного – до сих пор точно не установлена причина смерти, нельзя точно сказать, был ли Виктор Дандре, спутник ее жизни и импресарио, ее официальным мужем (после ее смерти он не смог предъявить документов, подтверждающих заключение брака). Остается загадкой и то, почему православная Анна Павлова вопреки церковному канону завещала кремировать тело. Кстати, время от времени возникают идеи перезахоронить ее прах на родине, но сделать это почему-то предполагается в Москве, хотя Анна Павлова уроженка Петербурга, в первопрестольной не училась, не жила и даже выступала крайне редко.



Павлова, в отличие от других выдающихся балерин, не передала свой репертуар последовательницам и не потому, что не хотела сделать этого или потому, что у нее не было учениц – в Англии она организовала целую балетную школу и уделяла своим воспитанницам много внимания, и профессионального, и человеческого. Ее искусство, как точно отметил балетный критик Андрей Левинсон, «рождалось и умирало вместе с ней – чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой». Ее танец, импрессионистический по своей природе, был пластическим воплощением музыки, образный и поэтичный, танец Павловой был одухотворен и возвышен, и поэтому его нельзя было повторить и копировать. Секрет ее успеха был не в исполнении па, а в эмоциональной наполненности и одухотворенности танца.

http://www.tvkultura.ru/

Tags: культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments