socialism_vk (socialism_vk) wrote,
socialism_vk
socialism_vk

Categories:

Скончался историк искусства, муж Ирины Антоновой, Евсей Ротенберг

Оригинал взят у philologist в Скончался историк искусства, муж Ирины Антоновой, Евсей Ротенберг
Евсей Иосифович Ротенберг родился в 1920. Доктор искусствоведения (1972). В 1938 поступил на отд. иск-ведения МГУ, учился у Б.Р. Виппера, В.Н. Лазарева. В 1947–53 ученый секретарь ГМИИ, в 1953–1971 в НИИ теории и истории иск-в АХ СССР, с 1971 во ВНИИ иск-вознания. Автор мн. ст. и кн. Осн. работы: «Микеланджело» (М., 1964), «Вермеер Ян: Альбом репродукций» (М.–Л., 1964), «Искусство Италии» (М., 1966), «Искусство Италии XVI века» (М., 1967), «Западно-европейское искусство XVII века» (М., 1971), ст. в многотомнике «Всеобщая история искусств» (М., 1956–65).

Евсей Ротенберг был мужем директора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирины Антоновой.


cleofide

Прощание состоится в среду, 19 октября 2011, в Институте искусствознания (Козицкий переулок, 5). Время пока неизвестно. Телефон института: (495) 694-03-71.

Е.И. Ротенберг - один из наиболее авторитетных советских специалистов, посвятивших себя изучению пространственных искусств (архитектуры, скульптуры, живописи) преимущественно на образцах западноевропейской классики. Он принадлежит к среднему поколению отечественных историков искусства: перед войной был студентом МИФЛИ — Московского института истории, философии и литературы, где на искусствоведческом отделении слушал лекции Н.И.Романова, одного из основоположников русского искусствознания по вопросам западной классики, а также М.В.Алпатова, В.НЛазарева, Б.Р.Виппера в пору их расцвета и совсем молодых тогда Г.А.Недошивина и Ю.Д.Колпинского. Создание в 30-х годах обоих ИФЛИ, сначала московского, затем ленинградского, на базе соответствующих факультетов и кафедр Московского и Ленинградского университетов было актом самоутверждения гуманитарного знания, выделения его из совокупности университетских дисциплин с целью укоренения на возможно более фундаментальной основе как знания комплексного по своей природе, развивающегося в тесном взаимодействии родственных наук и, соответственно — в рамках специальных вузов. Искусствознание, имевшее до тех пор значительную традицию в стенах обоих столичных университетов и крупнейших музеев, получило во вновь организованных учебных заведениях энергичный импульс для своего дальнейшего развития, прежде всего в методологическом отношении, в силу осознанной и организационно закрепленной широты своего общекультурного контекста, выступая как составная часть целого спектра соприкасающихся областей исследования. Этот импульс поддерживался за счет привлечения способной молодежи из всех уголков страны, жаждущей нового знания: предельно всеохватывающего, принципиального, основополагающего. Всем ифлийцам памятна особая атмосфера их aima mater — атмосфера молодого товарищества, отличавшаяся повышенным интеллектуальным напряжением, остротой и азартностью дискуссий, энергией творчества.

Дипломную работу об искусстве Вермера, а затем и кандидатскую диссертацию о голландской живописи эпохи расцвета (Рембрандт и мастера жанровой живописи) Е. И. Ротенберг готовил у Б. Р. Виппера, уже будучи в течение ряда лет сотрудником Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Музей стал вторым важным этапом в профессиональном и творческом формировании ученого. Е.И.Ротенбергу выпало участвовать в процессе возрождения музея к нормальной жизни, в восстановлении разнообразных сфер его деятельности, свернутой в годы военной опасности. Именно здесь он впервые вступил в тесный практический контакт с художественными произведениями, постиг многие особенности их музейного существования, в частности науку экспозиции, и навсегда проникся убеждением, что основу искусствознания составляет непосредственное соприкосновение с произведением искусства: памятник — это главный предмет изучения. Не раскрытие и иллюстрирование сколь угодно существенных общих идей с помощью памятника, посредством его, а постижение самого памятника как особой, а именно образной, многосторонней — в том числе и идейной — ценности, способной стать источником самостоятельной научной истины.

Это убеждение было подкреплено в связи с культурным событием особого значения: в первые послевоенные годы Музей им. А. С. Пушкина принял на хранение коллекции германских музеев и прежде всего — Дрезденской галереи. Е.И.Ротенберг присутствовал при извлечении прибывших из Германии коллекций, видел знаменитые картины и скульптуры не в парадном музейном ряду, специально подготовленными к встрече со зрителем, а запросто стоящими прямо на полу у стен, в случайных незаданных сочетаниях, без рам и постаментов, сам участвовал в их экспозиции. Память о потрясении, пережитом при столь свободном и прямом соприкосновении с давно известными по книгам и репродукциям произведениями и художниками, сохранилась у Е.И.Ротенберга на всю жизнь.

Следующая значительная страница в деятельности Е.И.Ротенберга связана с его работой в составе научного коллектива (основу которого образовали сотрудники Института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР) над многотомной «Всеобщей историей искусств». Труд такого объема и такой основательности предпринимался в советском искусствознании впервые. Он призван был создать необходимый общий базис отечественной науки об искусстве, дать специалистам и широкому кругу читателей представление о мировом художественном процессе в его целом и в итоге способствовать подъему общего уровня искусствоведческой мысли, достижению ею большей широты и фундаментальности историко-художественного подхода. Участие Е.И.Ротенберга в подготовке этого труда было многообразным: он выступал как автор целого ряда отдельных глав, как редактор нескольких томов, как составитель иллюстративных разделов. Среди профессиональных «максим», сформировавшихся у него в эти годы, одна связана с убеждением в том, что историк искусства, вопреки повсеместной тенденции ко все более узкой специализации,— но в соответствии с универсальной и целостной природой художественного творчества,— должен воспринимать как свое непосредственное достояние все искусство в его всеохватывающем пространственном и временном единстве, на всех этапах его эволюции.

Характерную индивидуальную особенность Е.И.Ротенберга, сыгравшую определенную роль также и в деле привлечения его к работе над «Всеобщей историей искусств», составляет стремление к максимально широкой эрудиции, как общей, так и специальной, связанной с кругом профессиональных занятий. В последнем случае, однако, речь идет об эрудиции, распространяющейся прежде всего не на область рассуждений об искусстве, не на сферу катастрофически разрастающейся в своем объеме литературы по вопросам искусствознания (хотя и здесь его осведомленность достойна удивления), но главным образом на само искусство — древнее и современное, отечественное и зарубежное, западное и восточное. Работая над томами «Всеобщей истории искусств», он писал об искусстве эллинизма, об искусстве средневековья — в Англии и на Севере Европы, в Индонезии и на Цейлоне, об эпохе Возрождения в Италии и Нидерландах, об искусстве Голландии 17 столетия. Широта идейного и образного диапазона, присущая охваченному здесь материалу, предъявляла к историко-художественному чутью, методологическим и концептуальным навыкам исследователя особые требования. В итоге эти относительно небольшого объема очерки по фундаментальности изложения и глубине общего подхода, по весомости выводов приближались, как правило, к уровню, принятому в трудах монографического характера. Не случайно, после определенного расширения, некоторые из них (характеристика творчества Рембрандта, очерки искусства ренессансной Италии и Голландии 17 столетия) вышли отдельными книгами.

К середине шестидесятых годов Е.И.Ротенберг вступил в период творческой зрелости. Определились ведущие темы его исследований: искусство Возрождения в Италии и западноевропейское искусство 17 века. Первой важной вехой на этом этапе его работы стала монография о Микеланджело, вышедшая в 1964 году. Автор поставил себе целью сосредоточить внимание на некоторых основных чертах творческого метода Микеланджело и, исходя из этого, обрисовать особенности его вклада в искусство итальянского Возрождения.

http://sviderskaya.philos.msu.ru/index.php?id=505


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments